Маршрут выходного дня краеведческой направленности как одна из форм совместной работы с родителями по ознакомлению детей с родным городом.
Патриотизм и гражданственность — составные части социального и духовного развития человека. К.Д. Ушинский писал: «Нет человека без любви к Отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями».
Основы гражданско-патриотической культуры закладываются уже в
дошкольном возрасте. У детей воспитывается чувство патриотизма и любви к Родине, уважительное отношение к истории и культуре своей страны и народа, его героическому прошлому. И начинается эта работа с формирования у детей представления о родном населенном пункте (1). Мы считаем, чтобы взрастить в детской душе семена любви к своей малой родине, недостаточно заучивать с детьми стихи и песни о Родине, читать рассказы о гражданском долге, изучать историю родного края в специально-организованной деятельности и поэтому активно используем краеведение, важнейшее средство, связывающее обучение и воспитание с жизнью. Оно позволяет воспитывать патриота и гражданина на конкретных примерах, является действенным способом всестороннего изучения культурно-природного наследия своей малой родины. Поэтому в государственном учреждении образования «Детский сад № 5 г. Поставы» с детьми старшего дошкольного возраста активно реализуется проект «Мы – поставчане» в тесном контакте с семьей. Ведь общеизвестно, что именно в семье происходит формировании жизненных принципов и устоев, привычек и качеств личности. И именно семья занимает особое место в формировании патриотизма, жизненной гражданской позиции. А маршруты выходного дня краеведческой направленности - эффективная форма не только образования, но и досуга детей, способствует развитию интереса и любви к родному краю (2).
Цель проекта: ознакомление детей дошкольного возраста с родным городом посредством маршрутов выходного дня.
Предполагаемые результаты для детей: повысится уровень гражданско-патриотических качеств, расширят свои представления о родном городе, его традициях и культуре, получат опыт безопасного поведения на улице.
Для родителей (законных представителей): повысят уровень психолого-педагогической грамотности, осознают собственную роль в ознакомлении своего ребенка с родным городом.
Для педагогических работников: актуализируют знания о маршруте выходного дня как методе формирования нравственно-патриотических качеств в образовательном процессе с детьми.
Внедрение в практику учреждения дошкольного образования маршрутов выходного дня включает в себя:
- информирование родителей о маршрутах выходного дня посредством наглядно-информационных материалов и информационно-коммуникационных форм работы;
- получение обратной связи: обмен детьми впечатлениями от прогулки, демонстрация фотографий и буклетов с места посещения; мини-сообщения детей об объекте с опорой на наглядный материал; оформление книжек-малышек, выставок поделок совместного творчества, рисунков «Мой родной город Поставы».
- трансляцию эффективного опыта семейного воспитания на родительских собраниях, заседаниях родительского клуба «Гармония» и т.п.
Маршрут выходного дня разрабатываем по алгоритму:
1. Определение темы маршрута. Четко формулируя тему, мы объединяем все объекты маршрута в единое целое и определяем его содержание. Нами разработаны маршруты: «Городской парк отдыха осенью», «Река Мяделка зимой», «Любимые места отдыха поставчан», «В гости к Зюзе, белорусскому Деду Морозу», «Главная елка города», «Поставский краеведческий музей», «Экспозиция военной техники под открытым небом», «Дворец Тизенгауза», «В их честь названы улицы нашего города», «Никто не забыт, ничто не забыто!», «Танк Т-34, как символ освобождения города Поставы от немецко-фашистских захватчиков», «5-ый городок. Прошлое и настоящее» и др.
2. Отбор и изучение объектов происходит по следующим критериям оценки: познавательная ценность, известность, необычность, местонахождение объекта, доступность и безопасность. Таковыми являются памятные места города, его природные объекты, памятники архитектуры, искусства, музеи и др.
3. Подготовка познавательной информации об объектах маршрута. Разрабатываем небольшие памятки или буклеты с познавательной информацией об объектах на маршруте. Данную информацию размещаем в родительских уголках, на сайте учреждения дошкольного образования, в родительской группе в Vaber. Текст информации делаем кратким и четким, соответствующим возрасту детей.
4. Отбор литературных произведений. Предпочтение отдаем стихам и загадкам для чтения и заучивания во время прогулки. Для чтения дома, с целью закрепления полученных знаний и впечатлений, рекомендуем для совместного чтения рассказы, легенды.
5. Подбор игровых заданий. Это могут быть словесные игры, игровые упражнениям с природным материалом, подвижные игры с участием 2-4 человек.
6. Подбор заданий для организации деятельности ребенка (совместной деятельности детей и родителей) после прогулки. Это может быть рисование, изготовление коллажа, конструирование из бумаги, лепка и т.п.
7. Подготовка рекомендаций по обеспечению безопасности детей на прогулке (соблюдение правил дорожного движения, правил поведения около водоема и в лесу, соблюдении питьевого режима, требований к одежде и обуви ребенка и т.д.).
8. Оформление маршрута выходного дня. Оформляем его в виде раздаточного наглядно-информационного материала (памятки, буклеты). Они содержат описание маршрута, информацию об объектах для наблюдения, текст литературного произведения, описание заданий для выполнения на маршруте и после, рекомендации по обеспечению безопасности детей. Включаем фотографии, схемы, что облегчает восприятие описания маршрута. Материал оформляем в едином стиле, ярко и красочно, чтобы привлечь внимание родителей и детей. Распечатанные маршруты размещаем в уголках для родителей, также на сайте учреждения образования в целях обеспечения возможности скачивания родителями.
Таким образом, систематическая содержательная работа детского сада и семьи по использованию маршрутов выходного дня в ознакомлении детей 5-7 лет с достопримечательностями, культурой, традициями, природой родного города дает положительные результаты и позволяет воспитывать настоящих граждан своей страны, испытывающих чувство гордости и любви к родному городу Поставы. Мы убедились в том, что маршруты выходного дня необходимо использовать в дальнейшей работе как культурные практики семьи и детского сада. Планируем внедрить в работу оформление информации о маршруте на флаерах. Краткая информация будет дополняется QR-кодом, обеспечивающим доступ с помощью специального приложения для мобильных устройств к полной информации о маршруте выходного дня, размещенной на сайте учреждения.
Литература:
- Учебная программа дошкольного образования. Минск: Нац. ин-т образования, 2023, с. 292 - 294
- Жирова, М.В. Формирование патриотических чувств у детей дошкольного возраста через краеведческо-туристическую деятельность\ М.В.Жирова — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 5 (243). — С. 173-175. — URL: https://moluch.ru/archive/243/56244/