Использование технологии «кроссенс» в
гражданско-патриотическом воспитании
детей дошкольного возраста
Современные дети активно используют телефоны, компьютеры, планшеты и привыкли получать информацию в виде фотографий, презентаций, рекламных роликов. На современном этапе педагоги обращают внимание на роль наглядного представления информации в обучении. Интересным инструментом, позволяющим эффективно решить задачи по гражданскому и патриотическому воспитанию дошкольников, является технология визуализации.
Что же такое визуализция? – это наглядный способ представления любой информации, которая лучше усваивается детьми, если есть опора на зрительный образ.
Слово «визуализация» происходит от латинского visualis– воспринимаемый зрительно, наглядный. Термин «визуализация информации» впервые был предложен в работе Робертсона, Гарда и Макинлея в конце 80-х годов прошлого века, чтобы описать представление абстрактной информации средствами визуального интерфейса.
Использование технологии визуализации в образовательном процессе позволяет решить целый ряд педагогических задач: обеспечение интенсивного обучения, активизацию познавательной деятельности, формирование и развитие критического и визуального мышления, образного восприятия учебной информации.
Интересные факты:
- 90 % информации человек воспринимает через зрение;
- 70 % сенсорных рецепторов находятся в глазах;
- около половины нейронов головного мозга человека задействованы в обработке визуальной информации;
- на 17 % выше производительность человека, работающего с визуальной информацией;
- на 4,5 % лучше вспоминаются детали визуальной информации;
- в 60 000 раз быстрее воспринимается визуальная информация по сравнению с текстовой;
- человек запоминает 10 % из услышанного, 20 % – из увиденного и 80 % – из увиденного и сделанного;
- человек выполняет инструкцию на 323 % лучше, если она содержит иллюстрации.
Педагогам понятие «визуализация» знакомо под названием одного из традиционныхпедагогических принципов – принципа наглядности.
Отличия наглядности и визуализации определим следующие.
В чем различия между наглядностью и визуализацией в работе с детьми дошкольного возраста: наглядность– это отображение конкретных объектов, образов. К средствам наглядности, в частности, относят натуральные предметы, картинки, рисунки, иллюстрации, фотографии.
Визуализация – преподнесение абстрактной, объемной, трудной в усвоении информации в образной, легко запоминающейся форме.
В работе с детьми дошкольного возраста можно использовать различные техники визуализации: таймлайн, интеллект-карта, скрайбинг, скетч, кроссенс, инфографика, кластер, интерактивный плакат и др. Успех визуализации напрямую зависит от того, какое выбрано средство визуализации и как оно используется.
Кроссенс – это ассоциативная головоломка нового поколения, соединяющая в себе лучшие качества сразу нескольких интеллектуальных развлечений: головоломки, загадки и ребуса.
Почему так называется?
Вы, наверное, уловили в названии сходство со словом "кроссворд". Это, конечно, далеко не кроссворд, но два сходства с ним есть: поле из клеток и необходимость поломать голову, чтобы его решить. Если кроссворд – это пересечение слов, то кроссенс – это, скорее, пересечение смыслов.
Что собой представляет кроссенс?
Это поле, стандартно состоящее из 9 квадратов, в которых помещены картинки. Все девять изображений расставлены так, что каждое предыдущее связано по смыслу со следующим, а центральное объединяет все, являясь как бы общей темой. Связи могут быть как поверхностными, так и глубинными, но в любом случае это отличное упражнение для развития логического и творческого мышления.
1 |
2 |
3 |
8 |
9 |
4 |
7 |
6 |
5 |
Кроссенс – хороший способ не только найти связи между образами, объектами и явлениями, но и позволяет расширить представления детей о родном крае, что способствует воспитанию национального самосознания, развитию интереса к малой Родине. Такие творческие задания, повышают инициативность, креативность, развивают воображение, фантазию, логическое и творческое мышление.
Техника кроссенс позволяет решать проблемы развивающего, дифференцированного, личностно-ориентированного обучения. Дети учатся думать, творить, высказывать свою точку зрения и защищать ее.
Кроссенсы воспитатели могут использовать на любом этапе работы с детьми:
на стадии определения темы образовательной деятельности;
для определения и постановки проблемы;
для закрепления материала;
как способ организации групповой работы;
как творческая совместная работа родителей с детьми.
Можно использовать следующие кроссенсы: «Семья», «Мой город», «Птицы родного края», «Сделано в Беларуси», «Растения и животные Красной книги РБ», «Зерновые Республики Беларусь», «Предприятия г.Поставы», «Сделано в Беларуси», «Мемориалы и памятники на малой родине», «Растения, занесенные в Красную книгу Республики Беларусь», «Животные, занесенные в Красную книгу Республики Беларусь», «Флаг Республики Беларусь и флаги ближайших стран», «Государственный герб Республики Беларусь», «Домашние животные», «Зерновые культуры» и др.
Весь материал можно объединить в дидактическую игру «Загадочные квадратики».